Меню

В начало

КВН

История КВН    Президент Расписание_игр___  Схема сезона 2000  Команды КВН   Шутки команд       Фото команд      История команд    

Анекдоты

Абстрактные       Автомобили            Адвокаты           Альпинисты          Андропов                    Аптека                     Вовочка                      Новые русские          Поручик Ржевский    Путин            

Игры он-лайн

Крестики-нолики Морской бой Пятнашки          Домино      Наперсток         Линии

Знаменитости Алсу                       Децл

Группыnew.gif (1954 bytes)

Дискотека Авария Земфира

Мало платят? Меняй работу!

Магазин

MP3-плееры        CD-плееры MD-плееры Кассетные Диктофоны Радиоприемники Фотокамеры Видеокамеры Радиотелефоны DECT 1900 MHz Сотовые Трубки Карманные ПК Ноутбуки Словари-
переводчики эл.
Аксессуары                          

О себе

Гостевая книга

Форум

E-mail


Echo-Рейтинг


 



Украинские 100x100

Omen - 468x60 banners exchange
Omen - 468x60 banners exchange

История КВН

          Сегодня на дворе 2000 год. Сегодняшний КВН так же не похож на КВН почти 40-летней давности, как непохожи первые телеприемники с линзой на современные “SONY” и “РANASONIC” с плоским экраном, квадрозвуком и прочими прибамбасами. И все же. С чего все началось?  
          1956 год. Как гром среди ясного неба XX Съезд КПСС. Разоблачен культ личности Сталина. Еще нет “Таганки” и “Современника”, еще не звучат из всех окон песни Окуджавы и Высоцкого, но в стране уже повеяло свободой. Москва становится столицей Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Юные головы уже полны счастливыми надеждами, творческими прожектами, гениальными идеями...

1957г.

Отцы КВНа: М. Яковлев, А. Аксельрод, С. МуратовСергей Муратов: На комсомольском собрании я встал и сказал: “Приближается фестиваль молодежи и студентов в Москве, а у нас на телевидении даже нет редакции, которая бы занималась программами для молодых!” Все дружно согласились, что такая редакция нужна: “Вот ты этим и займешься”. Я и занялся. Так возникла редакция “Фестивальная”. Именно в это время я услышал о Мише Яковлеве, инженере электролампового завода. Мне сказали, что он сочиняет фразы. Что значит “фразы”? Ну, например: “У меня перестал болеть зуб, и я спокойно слез со стены”. Меня поразил этот жанр. Я решил: такой человек обязательно должен участвовать в телевизионных затеях.
Альберт Аксельрод: Вообще все это затеял Сергей Муратов...
Сергей Муратов: Все это придумал не я. Дело в том, что незадолго перед тем я познакомился с режиссером из Чехословакии Станиславом Страдом. Он рассказал, что ведет самую популярную в стране программу “ГГГ” -”Гадай, гадай, гадальщик”. И мы придумали схожую по жанру и названию игру - “Вечер веселых вопросов”. Так что славная традиция заимствовать телеидеи заложена была нами.
Михаил Яковлев: Первый сценарий “ВВВ” написали мы с Андреем Донатовым весной 1957 года. Редактором был Муратов, а ведущими - популярный композитор и замечательный острослов Никита Богословский и молодая актриса Маргарита Лифанова. Отбирая для передачи номера студенческой художественной самодеятельности, мы впервые увидели тогда еще студента медицинского института Альберта Аксельрода и тогда еще студента факультета журналистики МГУ Марка Розовского. Увидели и сразу же в них влюбились. Было решено, что Богословский и Лифанова проведут только первое отделение передачи, создадут своеобразную рекламу “ВВВ”. Вести второе отделение предоставили Аксельроду и Розовскому.
Марк Розовский: Замысел был такой: все входные билеты разрезались зигзагом пополам и тасовались, чтобы зрители искали свою “половину”. И вроде бы мы с Аликом случайно нашли друг друга. Но я свой билет от волнения потерял и схватил какой-то другой. Мы перед камерой их сдвинули - не сходится! Короче, началось с маленького кикса. Но прошло блестяще.
Альберт Аксельрод: Можно сказать, что в истории телевидения произошел знаменательный факт: впервые микрофон оказался в руках не только не профессионалов, но людей, официально ни за что не отвечающих. Передача произвела фурор. Родилась первая советская викторина.
Ксения Маринина: До какой степени тогда выверялось каждое слово - сейчас невозможно вообразить. Хорошо помню одного диктора, которого в момент уволили за нечаянную оговорку. Эфир был только прямой. Если бы ведущий что-то ляпнул - нам всем не сносить головы.
Сергей Муратов: Это был дебют для всех. Игра шла не с командами, как позднее в КВНе, а со зрителями. Совершенно случайные люди вызывались на сцену при помощи разных трюков. Скажем, ведущий выстреливал в зал парашютиком - на кого опустится, тот выходит. Зрители впервые стали действующими лицами. И не только те, кто в зале, но и сидящие у телевизора.
Михаил Яковлев: На первом эфире мы предложили: кто первый привезет три вещи: 7-й том Джека Лондона, фикус в горшке и черепаху, - тот победитель.
Сергей Муратов: Не черепаху, а керосинку. Приготовили три приза, а приехало человек двадцать. Пришлось как-то выходить из положения. На этих конкурсах с приездами мы и подорвались в третьей передаче. Конкурс, из-за которого все произошло, был придуман Богословским еще во время подготовки второй программы: наградить того, кто руководствуется народной мудростью “готовь сани летом”. Но приехать в тулупе, валенках и ушанке даже летом несложно. Найти самовар тоже не проблема. А мой приятель из Чехословакии предупреждал, что у них был печальный опыт с легким заданием для зрителей. И я, предвидя будущие неприятности, тут же отмел идею Никиты Владимировича. Передача прошла без этого конкурса. А дальше я, как назло, уехал из Москвы в командировку.
Михаил Яковлев: Вдруг накануне эфира выясняется, что по какой-то причине сорвался центральный конкурс с приездом. И тут кто-то вспомнил о несостоявшемся замысле с шубами. Чтобы усложнить задание, мы ввели дополнительное ограничение: привезти с собой номер газеты от 31 декабря прошлого года. Но, объявляя условия конкурса, Богословский об этом ограничении забыл.
Ксения Маринина: Эта злополучная передача шла на третий день моей работы программным режиссером. В моем распоряжении был резерв - художественный фильм на случай нарушения хода трансляции. За него отвечал мальчик с ключами от сейфа. Но у него в тот вечер было свидание. Подходит он с жалобным лицом и говорит: "ВВВ - передача на целый вечер. Можно мне уйти?” Я отпустила влюбленного мальчика, а он увез с собой ключи от сейфа.
Марк Розовский: И тут выходит Никита Владимирович Богословский и выдает конкурс, которого, как потом говорили, в сценарии не было. Надо было приехать в шубе и валенках. А уж валенки в нашей державе... Может, один Никита Владимирович их и не носил.
Михаил Яковлев: И началось... Больше всего были изумлены работники ГАИ: непонятно, почему в сентябре при теплой погоде, часов в восемь вечера в сторону Университета на Ленинских горах вдруг устремились толпы людей на велосипедах, на мотоциклах, в частных машинах, в такси, и все одеты по-зимнему!
Альберт Аксельрод: А вход в высотное здание МГУ только по удостоверениям. Об этом тоже как-то не подумали, когда предлагали конкурс. И вот началось столпотворение: приехавших не пропускают, всем жарко, каждый хочет быть первым.
Марк Розовский: Сначала мы очень веселились. Помню, одним из первых вбежал летчик из Норильска в унтах. Зал ему аплодировал, кричали, что надо дать премию. Но потом началось что-то несусветное. Толпа заполнила зал, ворвалась на сцену. Милиционеров у входа просто смели. Кто-то ухватился за заднюю кулису, и она сорвалась.
Михаил Яковлев: Прорвались с выкриком: “Нас пригласил Богословский!!!” Когда на сцене стали появляться эти энтузиасты в шубах и валенках, со своего места вдруг встал секретарь комсомольской организации МГУ, красивый крепкий парень, и зычно провозгласил: “Комсомольцы, ко мне!” В ответ поднялась добрая половина зала, ребята ринулись на сцену восстанавливать порядок.
Ксения Маринина: Смотрю на мониторы - ничего не понимаю. Вижу ужас на лице Богословского, вижу, как на сцену врываются люди с самоварами, орут, толкаются - жуткое зрелище. Я прервала трансляцию, но резервного фильма то уже не было. И весь оставшийся вечер эфир был пустым. Как при путче.
Никита Богословский: Нам с Севой Ларионовым пришлось уходить через какие-то двери с другой стороны, чтобы не быть растерзанными.
Из архивов ЦК КПСС: “Работники телестудии стали на путь подражания худшим приемам и нравам буржуазного телевидения... Подобный случай мог произойти только в условиях политической беспечности руководства телевидением. Партийно-политическая работа поставлена слабо, до сих пор среди работников студии не обсуждена статья Н.С.Хрущева “За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа...”
Никита Богословский: Некоторое время после скандала было тревожно: посадят, не посадят... Снять то меня было неоткуда, разве что пожаловаться в Союз композиторов. Но радости, конечно, было мало... Но в общем-то я ко всему отнесся с юмором.
Марк Розовский: И все-таки мы считаем, что победили в этой истории. Диссидентами мы не были. Но сколько ни говори, что передача была шутливая, развлекательная, - это был маленький глоток свежего воздуха, прорвавшегося на ТВ.
Сергей Муратов: Ксения Маринина, которой ничего другого не оставалось, воспользовалась на той передаче единственной заставкой, бывшей у нее под рукой: “Перерыв по техническим причинам”. Зрители решили, что это очередной розыгрыш: "Знаем мы ваши технические причины!" Долго хихикали. Но надпись все стояла. Последняя невольная шутка ВВВ. Перерыв “по техническим причинам” длился четыре года.
Михаил Яковлев: За это время образовалась новая молодежная редакция с новым составом. И вот однажды Елена Гальперина, энтузиастка этой новой редакции, нам сказала: “Ребята, не сделать ли нам что-то в духе ВВВ?”
Сергей Муратов: Я говорю: “Лена, ты что забыла, чем кончается этот дух?” - “Ничего, - отвечает Лена, - беру ответственность на себя”. Ах, на себя?!.. И мы собрались у Миши Яковлева на проспекте Мира. Опять втроем: Алик Аксельрод, Миша и я. Тогда и родился КВН. Нам хотелось, чтобы имя новой игры было сугубо телевизионным, а КВНом называлась тогда марка тогдашних телевизоров - солидных ящиков с крохотным экраном.

1961 - 1971 гг.


Прежде, чем мы вернемся к нашим собеседникам, еще один интересный факт. За неделю до того, как на свет появился КВН, произошло событие, сегодня порядком подзабытое, а по тем временам имевшее огромный резонанс: из Мавзолея Ленина вынесли и захоронили тело Иосифа Сталина. И, знаете, как бы меня ни уверяли, что это простое совпадение, я не могу отделаться от ощущения какой-то мистической закономерности. Ну подумайте сами - из Мавзолея выносят символ эпохи безумного и жестокого рабства страны, придают его земле, а на девятый день рождается КВН, символ новой эпохи.

Гальперина: Ребята работали над идеей КВН, а я поехала на пару недель отдохнуть. Еду в поезде, вдруг в купе заходит проводник и говорит: “Место такое-то?” “Да.” “Вам телеграмма.” Можете себе представить: в поезд тебе приносят телеграмму?! Я уже не знаю, что и думать, трясущимися руками беру ее и читаю: “Придумали новорожденному название - КВН. Марка первого телевизора и Клуб Веселых и Находчивых.” Вот! Какое состояние души надо было иметь, чтобы адресовать в поезд подобную телеграмму!
Яковлев: Первая передача вышла в эфир 8 ноября 1961 года.
Команда КВН г. РигиМуратов: В создании передачи участвовало несколько человек. Был редактор - Елена Гальперина - умный, четкий, чрезвычайно заинтересованный и к тому же смелый человек; и были мы - трое авторов, которые писали заявку. Она сразу же обсуждалась в редакции, на ее основе создавался сценарий, после чего инициатива переходила в руки Беллы Сергеевой, замечательного режиссера, точно чувствующего жанр. Вскоре передача уже шла в эфир. И так каждый месяц.
Сергеева:На первую игру мы пригласили ИнЯз и МИСИ. Мы называли КВН "интеллектуальным футболом”, команды были по 11 человек и 2 запасных, выходили команды под футбольный марш. И конкурсы все были сиюминутными, это потом уже на второй год появились домашние задания. А в начале это была викторина. В начале это была познавательная передача, а потом уже...
Маслякова: Если не знали, как ответить правильно, можно было ответить остроумно. А так все вопросы были специальные, и надо было ответить правильно.
Муратов: Что касается ведущих, то довольно долго шли поиски разных вариантов. Среди первых в этой роли были студенты ВГИКа Элем Климов, Александр Белявский, начинающие киноактрисы Наталья Защипина и Наталья Фатеева. Со временем сложился постоянный дуэт ведущих - Альберт Аксельрод и Светлана Жильцова.
Муратов: Фактически в первый период существования КВН сценария “веселые и находчивые” не знали совершенно. Вернее знали, что будут приветствия команд, и тему домашнего задания (которое появилось где-то на шестой или седьмой передаче). Все остальное было полной импровизацией.
Маслякова: Тогда такого не было, чтобы команды присутствовали на репетициях друг друга, каждая репетировала сама по себе. Командам говорили только в общих чертах: "Ребята, 2 человека на выездной конкурс, в команде должны быть художник, 2 импровизатора..." Но подробности всегда были тайной.
Муратов: От передачи к передаче мы совершенствовали правила игры. Но оставались и уязвимые места. И прежде всего, неточность критериев оценки.
Аксерольд: Ответственность на жюри ложилась немалая: ведь, по существу, целой команде выносился приговор, который обжалованию не подлежал. Да и легко ли вообще в баллах оценивать юмор и находчивость?
Яковлев: Я помню, в одной из передач девушки нашего завода встречались со студентами МИСИ. Объявляя результаты одного из конкурсов, член жюри ошибочно назвал не те цифры. В результате наша команда проиграла сразу шесть очков. Когда передача закончилась, этого горе-судью пришлось уводить из зала через запасный выход, чтобы избежать встречи с разъяренными болельщиками. А завод еще несколько дней бурлил.
Муратов: Жюри особенно ценило точность сатирического прицела. Достаточно вспомнить обозрение студентов-нефтяников, посвященное обслуживанию на железных дорогах. Министерство путей сообщения просило текст этой передачи, чтобы использовать его при “устранении указанных недостатков”.
Яковлев: Я помню, у нас один рыжий парень выступал. Ситуация такая: идет КВН “физиков” и “медиков”. Конкурс болельщиков. Надо, чтобы из зала вышло по одному болельщику за каждую команду и чтобы они что-нибудь станцевали. От одной команды выходит парень и прекрасно танцует, а от второй команды никого нет. “Ну, - говорит ведущий, - проигрываете!” И тут из зала выбегает какой-то жутко рыжий парень и не в такт, без всякого чувства ритма начинает выплясывать такое! Даже трудно себе представить. Все умирают со смеху. Аксельрод - он ведущий - спрашивает: “Где вы учились?” На что тот отвечает: “Я самородок”. Весь зал так и грохнул. На следующий день эта в общем-то немудреная шутка повторялась повсюду.
Муратов: Год от года участие в КВНе становилось все более престижным делом. Дошло до того, что по мере роста успеха команды того или иного института на глазах росла популярность самого учебного заведения.
Сергеева: Я помню, меня, Лену Гальперину и Марата Гюльбекяна пригласили в Физтех. Тогда был еще жив Капица-старший, и он сказал: “Вы знаете, у нас много хорошего в институте, но самое главное, что мы победили в КВН, мы стали чемпионами КВН!”

Сегодня невозможно себе представить КВН без личности Александра Маслякова. Однако, как вы заметили, до сих пор о нем не было никакого упоминания. Итак, как же в КВНе появился Александр Масляков, и как в жизни Александра Маслякова появился КВН?

Команда КВН МИСИ-67 (в центре Л. Якубович)Сергеева: Алик ушел писать диссертацию. И нам нужен был другой ведущий. На место Аксельрода хотели взять Сашу Зацеляпина. Это был капитан Физтеха. Но не удобно было его просто так взять, и мы решили устроить конкурс: пусть каждая из 12 команд выдвинет своего кандидата. А еще был Паша Кантор, капитан МИИТа. И вот приходит Паша и с ним какой-то мальчонка. Паша: “Белла Исидоровна, вы знаете, я не могу. Ну какой я ведущий, вот возьмите - Саша Масляков, он такой хороший, он талантливый”. Я посмотрела, господи, волосенки торчат, глазенки бегают, невзрачный такой, унылый, озирается. Но не буду же я такие вещи говорить при человеке - “Ну ладно, вы посидите вон там, пока мы репетируем”. Ну репетируем, я говорю Жильцовой: “Светка, как он тебе?” - “По моему, ничего, а что?” - “А по-моему, никудышный.” - “Ну там видно будет”. Я говорю: “Света выучи весь текст, он слова не произнесет. Посмотри на него, он никуда не годится.” И начинается передача, каждый ведет свой конкурс. Ну, сначала, Зацеляпин. Потом второй какой-то ведущий. Жуть! “Ну все, - говорю, мы - погибли”. Потом Сашка. “Ну это и смотреть не надо. Лучше я пойду куда-нибудь погуляю”. И вдруг, он так приосанился, волосенки причесал и такой бойкий. Светка моя стушевалась. Он ей еще чего-то помог. То есть это действительно дар божий. Я говорю: “Ребята, смотрите”. А Ленка Гальперина тогда в аппаратной была со мной: “Белка, а ты смотри, этот парень то - здоров”. И потом мы остальных уже даже и не смотрели. И на летучке, которая у нас каждый раз была, я предложила оставить Маслякова.
Сергеева: Так они стали со Светой Жильцовой вести, а потом он так захватил в свои руки ведение, что когда уезжал на выездной конкурс, она говорила: “Пусть Белла Исидоровна придет, я не могу здесь одна. Саши нет...”
Муратов: Первое время наши передачи шли из павильона на Шаболовке. Потом нам предложили перебраться в Телевизионный театр. Это требовало совершенно иной стилистики, другого ведения передачи, другой манеры говорить, двигаться, общаться с командами и болельщиками. Но время требовало своего: масштабы КВНа и на телевидении, и за его пределами расширялись.
Сергеева: И играли уже не только московские команды, но и Горький, Фрязино, Зеленоград, Жуковский... У Жуковска было прекрасное приветствие. И это был, конечно же, недосмотр - наш, редакционный, то что сразу встретились между собой две шикарные команды: Фрязино и Жуковского. И Жуковский сразу же проиграли и больше к нам не пришли. Им уже никто не дал денег. Вообще, горе всех московских и подмосковных команд это то, что им никто не давал денег. Иногородними командами руководили райкомы партии и горкомы и даже секретари лично им давали денег будь здоров, и когда мы приезжали, кто нас встречал? Второй секретарь горкома партии, потому что команда - лицо города. А в Москве - нет.

Аксельрод: По результатам социологических опросов, КВН из года в год удерживал место самой популярной передачи, опережая даже показ по телевидению художественных фильмов. Но несмотря на такой внешне убедительный успех, эта игра требовала дальнейшего полноценного развития на основе тех принципов, которые были первоначально в нее заложены. Но возобладала иная тенденция.Был выбран наиболее легкий путь подключения к игре других городов, но, как оказалось, это привело к удручающим последствиям. Когда человек выступает в команде своего института - одно дело. Когда же получается, что он фактически защищает честь города или даже республики, - совершенно другое.
Впервые мы столкнулись с этим, когда к нам на передачу приехала команда Института гражданского воздушного флота из Киева. В Москву ее провожала вся Украина. Было решено провести киноконкурс, и мы заранее предупредили команду об этом. Когда киевляне приехали, выяснилось, что они привезли с собой фильм, специально для такого случая снятый на Киностудии имени Довженко. Правда, их тоже можно понять: едут в Москву, у передачи московские авторы, ведущие, уже сыгранная команда, - все как будто против них.
Муратов: Вокруг передачи постепенно начала разгораться какая-то местническая борьба. С 1968 года ее стали записывать на видеопленку, и конкурс на экране все больше превращался в театр.
С тем, чтобы поднять уровень КВНа, командам заранее начали раскрывать содержание конкурсов. Иначе было нельзя: если уж пошли по пути подключения новых городов, то необходимо было доказать, что и в них живут остроумные люди. Утрата импровизационности привела к тому, что передача все чаще становилась объектом критики (“Что случилось с КВНом?”, “Куда идет КВН?”). Может быть, это и послужило причиной закрытия передачи ...
Сергеева: Мы, редакция, были за то, чтобы КВН продолжал оставаться импровизационным, но ребята хотели, чтобы это был театр. Особенно Алик, он же вообще из театра Марка Розовского. И когда появились команды, например Юлика Гусмана, они стали показывать 15-20 минутные сцены - это уже стало утомительно и от этого КВН стал более тягучим. И мы начали делать другие передачи, даже в том же КВНе был “Стадион КВН”, где выступали молодые команды, ритмовые.
Маслякова: Потом уже начальство стало просматривать тексты, капитанов стали вызывать к начальству, к зампреду... К этому моменту передача уже сильно раздражала Лапина. С бородой нельзя было, потому что похож на Ленина или Маркса, евреев нельзя было, это нельзя, то нельзя.
Сергеева: “Почему у вас этот, который делал зарядку, не выговаривал трех букв?” - “Сергей Георгиевич, вы послушайте радио: люди, которые утреннюю гимнастику ведут, они не выговаривают не 3, а все 23”. - “И почему у него не глаженая рубаха?”.
Маслякова: Передачу стали вырезать все больше и больше, а потом и просто уродовать.
Легендарные капитаны Я. Харченко и Ю. ГусманГусман: Лапин применил прием, который я бы назвал гениальным. Он мечтал закрыть КВН. Он не любил эту игру, ненавидел. Но не стал закрывать его сразу. Он два года его дискредитировал и сводил на нет. Причем стал сводить его к “действенным” конкурсам: “кто дальше плюнет”, “кто громче хрюкнет?”. Потом кто-то, я думаю из КГБ, начал сильно заниматься дискредитацией: пошла волна слухов про КВНщиков, которые отправляют в Израиль бриллианты. Во всех городах начались процессы. Пошли анонимки на Маслякова. И КВН надолго вышел из жизни.
Сергева: Мы все разошлись. Меня перевели в московскую редакцию. Свету - в пропаганду.
Маслякова: А я работала на всех передачах. У Беллы Исидоровны в “Москвичке”, на пропаганде - “Человек и закон”, в молодежной редакции - “Молодцы” с Акоповым.
Сергеева: Проходит года 3-4, вызывает меня Юрий Васильевич Замыслов: “Белла, вот тут Лапин звонил, спрашивает не согласилась бы ты снова делать КВН?” - “С чего это?” - А он был членом Верховного Совета и все избиратели, когда он ездил, спрашивали его, где КВН, где Масляков? “Вот - говорят - не согласишься опять делать?” - “Я соглашусь, только, если вернут Гюльбекяна, дадут мне Маслякова и Жильцову.” - “А ты не можешь без Маслякова и Гюльбекяна?” -”Нет, не могу” - “Слушай, он тебя очень просит...” - “Да пусть хоть на колени встанет”. Вот так вопрос с возобновлением КВНа был отложен на много лет.

На фото: 1) Отцы КВНа: М. Яковлев, А. Аксельрод, С. Муратов. Вместе с ними в студии редактор Е. Гальперина
               2) Команда КВН г. Риги
               3) Команда КВН МИСИ-67 (в центре Л. Якубович)
               4) Легендарные капитаны Я. Харченко и Ю. Гусман

по материалам статей М.Щедринского к книге "Мы начинаем КВН"

 

1986г.


            Напомним о том времени, в котором начиналась история возрожденного КВН. "Объявленная" в апреле 85-го "перестройка" началась далеко не сразу. Фильмы, снятые с полок, коммерческие ларьки и сомнения в "руководящей и направляющей силе" появились много позже. А тогда - в 1985-ом - была только умопомрачительная Антиалкогольная кампания и легкое шуршание газетных страниц, на которых появились первые проблески "гласности".
          Так что идея возрождения телевизионной передачи под названием "КВН" была далеко не столь очевидной, как кажется с высоты сегодняшнего дня. Тем не менее идея эта просто, что называется, стала "витать в воздухе". Поэтому давайте будем говорить не столько о тех, кому она пришла в голову, сколько о людях, воплотивших ее в жизнь.
           Это были, конечно же бывшие, КВНщики - в первую очередь работавший в то время в Молодежной редакции Центрального телевидения знаменитый капитан команды МИСИ 60-х А.В.Меньшиков и московский поэт и драматург Б.А.Салибов, написавший в свое время немало шуток, будучи членом одесской команды. Разрабатывая идею, они, конечно, не могли не посоветоваться с "отцами" КВН - А.Аксельродом, М.Яковлевым и С.Муратовым.
           Комментатор "молодежки" А.В.Масляков, разумеется, тоже оказался втянутым в эту затею. Причем далеко не сразу в качестве ведущего. Охваченные эйфорией перемен, авторы идеи считали, что в новом КВНе все должно быть "по-новому". На одном из редсоветов А.В.Меньшиков совершенно обескуражил присутствующих, предложив, чтобы КВН вели два компьютера - "Саша" и "Света".
           Вести передачу доверили все-таки людям. Но в остальном новшеств было хоть отбавляй. Первую игру, к примеру, жюри судило... по телевизору, сидя в отдельной комнате. Новыми были конкурсы и система оценок, структура передачи и приемы телевизионного показа. Старый КВН прекрасно помнило большинство телезрителей. Причем за время его отсутствия на телеэкране все плохое и неудачное забылось, и КВН превратился в легенду. Любая возможность прямого сравнения неизменно была бы не в пользу новой. Поэтому-то идея нового КВН формулировалась не столько как возрождение, сколько как создание новой передачи со старым названием.
            "Крутые" эксперименты в КВНе продолжались вплоть до третьего сезона, к концу которого почти все стало на свои места. Из всех многочисленных нововведений первого сезона сохранилась только новая песня Клуба "Снова в нашем зале...", написанная В.Я.Шаинским на стихи Б.А.Салибова. А старая добрая "В урочный день..." позже стала музыкальным символом "КВН-архива".
           В первом сезоне руководителем и режиссером КВН был А.Меньшиков. Вдвоем с Б.Салибовым они разрабатывали и первые сценарии. А на А.Маслякова кроме ведения легли еще и редакторские функции, в которые тогда кроме работы с командами и монтажа передачи входило постоянное хождение к начальству, строго следившему за допустимой степенью "гласности".
           Но главной проблемой стали команды. А.Меньшиков и Б.Салибов, начав поиск команд, оказались в очень непростой ситуации. Прошлая империя КВН была разрушена. Поколение, игравшее в "большой КВН", давно покинуло сцену, и традиции жанра были прерваны. В результате в середине 80-х годов почти никто просто не умел по-настоящему играть в КВН!
           И все же когда было сделано объявление о наборе команд в первый сезон, в Молодежную редакцию пришло около 200 заявок. Меньшиков и Салибов проделали поистине титаническую работу. В бесконечных командировках они отсмотрели 70 команд. Пусть это были пока не команды, в конце концов играть в КВН можно было научить, были бы у ребят талант и желание.
           И вот 25 мая 1986 года вышла в эфир первая игра первого сезона возрожденного КВН. Встречались в ней команды двух инженерно-строительных институтов - Московского и Воронежского. (Волею судьбы команда ВИСИ принимала участие и в последней игре старого КВН, записанного, но уже не показанного в эфире.) Воронежцы одержали убедительную победу. Эпизод их домашнего задания про студента, проходящего практику на стройке, со знаменитым рефреном "Вываливай!" до сих пор числится в анналах КВНовских шедевров. Но главный успех в той передаче выпал на "заявку" одесситов. Великолепный имидж "Одесских джентльменов", блестящий текст и добротная актерская игра сразу же почти однозначно определили лидера сезона.
           Вторая игра между командами Уральского политехнического института и Севастопольского приборостроительного института состоялась уже осенью. В ней победили свердловчане. Правда, севастопольцы показали очень удачный литературный конкурс "Добро пожаловаться", основанный на приеме дубляжа зарубежной версии "Каникул в Простоквашино". (Особенно он понравился, очевидно, Э.Успенскому, бывшему членом жюри.) Выиграл свое единоборство и крымский капитан В.Трегубов.
           Но в тот день когда состоялась вторая игра сезона, неизвестно было, кто будет играть третью. Точнее, не было соперников одесситам.
           И вот в последние дни сентября Меньшиков и Салибов приехали в Московский химико-технологический институт - Менделеевку, чтобы посмотреть тамошнюю команду. В КВН ребята играть определенно не умели, но хорошо пели и, как ни странно, хорошо сыграли в разминку, хотя делали это первый раз в жизни. Химикам предложили написать на пробу приветствие... и 12 октября шестая команда сезона определилась. Готовиться к игре оставалось 21 день...
           Конечно, москвичи проиграли. Только М.Марфину удалось выиграть капитанский конкурс. Во всех остальных первенствовали одесситы. И игра получилась действительно прекрасная. Некоторые зрители до сих пор считают ее лучшей игрой нового КВН. Именно в ней одесситы показали свою знаменитую "Черную кошку" в конкурсе "Добро пожаловаться". И тогда же в домашнем задании прозвучал первый монолог Я.Левинзона "Красота - это страшная сила!"
           Говорят, менделеевцы страшно обиделись, почувствовав себя на игре не соперниками одесситов, а скорее спарринг-партнерами. Говорят, что на следующий день А.Меньшиков два часа уговаривал их капитана по телефону, чтобы команда участвовала в "утешительной" игре трех проигравших команд, которая определяла четвертого полуфиналиста. А еще на следующий день команда МХТИ почему-то, как всегда, собралась в Клубе, и ребята увлеченно начали рассказывать друг другу, как они "никогда в жизни больше не будут играть в КВН". А потом Марфин достал задание на следующую игру...
           Эту самую следующую игру менделеевцы выиграли, получив, в том числе за домашнее задание "День открытой двери", все высшие оценки. Первая встреча с сильнейшим соперником, видимо, оказала им добрую услугу. В этой игре появился у команды МХТИ и "маленький Жванецкий", монолог которого по быстро распространившейся легенде был написан якобы самим Михаилом Михайловичем. (Эта легенда дорого обошлась команде в финале, когда член жюри Э.Рязанов поставил тройку, заявив, что монолог "под Жванецкого" явно написан профессионалом.)
           Выиграли химики и полуфинал с командой УПИ. Хотя у свердловчан было лучше приветствие и просто блестящее домашнее задание "Молодежное кафе". Но москвичи оказались настолько сильнее во всех трех импровизациях, что перед последним конкурсом разрыв был уже роковым. К этому времени команда МХТИ окончательно оформилась как музыкальная и в полуфинале показала один из своих лучших номеров - "Песню об очереди".
           Тем временем одесситы легко обыграли команду ВИСИ. Лучшим конкурсом этой игры оказался литературный. Командам нужно было за время игры написать и поставить "пьесу о том, о чем пьесы до сих пор не писали" с героями, заданными соперниками, а потом показать свой вариант. Воронежцы показали "детскую радиопостановку" о приключениях мультипликационных героев в "ужасной Америке". А одесситы - самый, пожалуй, политически острый номер сезона "Выборы Ивана Ивановича", играл которого, конечно, Я.Левинзон. Едкая пародия на выдвижение кандидата, которого не знают ни выдвигающие, ни выбирающие, в таком виде, в каком она была показана на игре, в эфир выйти, конечно, не могла.
           Ситуация получилась просто анекдотическая. Вырезать конкурс можно было только целиком, против чего телевизионная группа встала насмерть. И тогда начальство предложило не вырезать а дополнить!.. Ничего - дополнили. Вызвали двоих членов одесской команды, которые на крупном-крупном плане, не позволявшем разглядеть фон, сказали о том, как нехорошо подчас у нас еще проводятся выборы в комсомольских организациях... С этого момента и начиналась в эфире сценка, которая через мгновение не оставляла у зрителя никаких сомнений в том, что ни о каком комсомоле в ней и речи нет.
           Надо сказать, что цензура в КВНе в том самом первом сезоне была умопомрачительная. Система контроля была многоступенчатой. Первой ступенью были, конечно, Меньшиков и Масляков. И, надо отдать им должное, они умудрились превратить систему запрета в систему сотрудничества, совместной с командами борьбы за то, чтобы показанное на сцене дошло до телевизионного экрана.
           Разговоры о цензуре в КВНе уже тогда носили гипертрофированный характер. (Впрочем, это относится почти ко всему, что о КВНе говорилось и говорится до сих пор. Ведь и сегодня в любом интервью у А.Маслякова обязательно спрашивают, есть ли в КВНе цензура.) Вырезали тогда действительно много. Но если сейчас игра, идущая в эфире 1час 45-50 минут, проходит в зале за два с небольшим часа, то в первом сезоне при том же (а иногда и меньшем) эфирном времени запись шла 4-5 часов! То есть на экран априори могла попасть только третья часть игры, и, поверьте, попадало, как правило, самое лучшее и, кстати говоря, почти все самое острое.

           Вопреки распространенному мнению финал почти никогда не бывает лучшей игрой сезона. Слишком устают команды, и слишком велика становится ставка в последней игре. Не стал исключением и первый финал новго КВН. Одесситы, к примеру, проиграли домашнее задание, в котором, судя по сезону, им, безусловно, не было равных. И капитанский конкурс, который на этот раз выиграл С.Пелишенко, получился гораздо слабее, чем можно было ожидать от этих капитанов.
            "Одесские джентльмены" победили и по праву стали первыми чемпионами возрожденного КВН. Это была, если хотите, хорошо отлаженная "машина для игры в КВН", которую составляли 60 человек, представляющих три поколения игроков. (Команда МХТИ насчитывала 14 членов.) Но главное - одесситы, как никто, олицетворяли дух первого сезона - дух возрожденных 60-х. Да-да, несмотря на все нововведения и эксперименты первого сезона, в нем играли именно в КВН 60-х годов - неторопливый, рассудительный и "литературный" (имеется в виду приоритет литературной основы над сценическим действием). Не случайно самая современная по стилю команда КВН МИСИ заняла в этом сезоне последнее место. Не случайно и пресса весь первый год существования возрожденной передачи муссировала вопрос: умрет - не умрет? Но КВН уже жил! Он сразу же завоевал немыслимую популярность. Вновь, как 20 лет назад, улицы пустели во время эфиров. КВНовские шутки пересказывали на троллейбусных остановках. Команды становились кумирами.
           Строго говоря, четыре команды из шести, участвующих в первом сезоне, впоследствии еще играли в телевизионном Клубе. В 1989 г. вернулись свердловчане, а в 1990 г. - одесситы и воронежцы. Но это были уже совсем другие команды, не столько даже по составу (хотя команда ОГУ изменилась на 3/4), сколько по стилю. И лишь КВНщики МИСИ остались сами собой. Другое дело, что, вновь выйдя на сцену в 1991 г., они оказались уже староваты и вновь проиграли первую же встречу. Но, повторимся, только эта команда уже в первом сезоне пыталась нащупать новый стиль. И именно ее, не одержавшую за всю свою историю ни одной победы, справедливо было бы считать первой командой первого поколения.
           Впрочем, их творческой концепции суждено было воплотиться совершенно неожиданным путем. В 1987 году руководителем телевизионной передачи КВН стал А.В.Масляков - человек, который по чьему-то меткому выражению обязан быть старейшиной уже просто потому, что "видел все КВНы". А Масляков пригласил стать редактором программы руководителя команды МИСИ А.З.Акопова. Круг замкнулся. Редактором нового КВНа стал самый новый из КВНщиков.

По материалам статей М. Щедринского к книге "Мы начинаем КВН".

наверх

Хостинг от uCoz